Статья: на HRTime «Целеполагание в карьерном консультировании»
Зацепил меня вот какой вопрос. А можно ли начинать работать с резюме клиента, не понимая его глобальных целей? Каковы последствия такой работы? Насколько это этично по отношению к клиенту?
Казалось бы, пришел клиент с конкретным запросом — сделайте мне красивое резюме. Что попросил, то и сделали. Оформили качественный, востребованный на рынке документ.
Но вот вопрос, если вы видите, что через пару-тройку лет этот человек окажется в карьерном тупике. Что у него нет ни понимания своего ближайшего будущего, ни, тем более, перспективы. Что он пытается поставить сиюминутную «заплатку» на свою жизнь. Какова тогда роль консультанта, к которому такой человек обратился за помощью?
Ответы на этот вопрос будут, вероятно, разными. Они, скорее всего, будут зависеть от целей самих консультантов.
Рассуждая на тему целей, я перебирала накопленные материалы и обнаружила любопытную статью, которая подкрепила мои собственные рассуждения и помогла сформулировать идею. В этой статье говорилось о теории систем. Сразу оговорюсь, что привязка теории не моя, а поскольку я ее вычитала 10 лет назад, то, к сожалению, за давностью времени не смогла восстановить имя автора.
Согласно теории систем, которую этот самый автор упоминал, цитирую: «цель системы может быть понятна только из надсистемы, т. е. когда система становится частью другой системы (неким элементом), то только тогда можно понять назначение элемента». Эта цитата навела меня на мысль.
Так вот, моя идея такова, что если относится к резюме как к инструменту, который формирует карьеру специалиста, то грамотно выстроить такое резюме возможно, только при одном условии, а именно: помощи клиенту в формировании его жизненных целей и в выстраивании проводника целей. Ведь именно жизненные цели, конечный итог, к которому хотел бы прийти клиент и является этой самой надсистемой, а все остальные, в том числе, карьерные шаги (тем более этап составления резюме), являются всего лишь элементами системы.
Причем постановка целей не должна быть однобокой, скажем только в области карьеры и профессионального развития, постановка целей должна в полной мере затрагивать все области жизни человека, в противном случае одностороннее целеполагание всегда приводит к перекосу всей системы. А под системой мы понимаем жизнь человека. Цена такой ошибки слишком высока.
Ведь наличие цели в жизни дает:
Основу для выбора. Выбор мы делаем постоянно, ежедневно, но зачастую этот выбор совершается под воздействием эмоций и никак не связан с конечными целями человека.
Экономию ресурсов человека, в первую очередь временных, а что как не время имеет наибольший вес если нам отведено при очень оптимистичном прогнозе каких-нибудь 100 лет, а то и меньше.
Достижение баланса между работой, семьей, личными интересами, сохранением здоровья. Ведь на вопрос на собеседовании:
«Что для вас важнее семья или работа?» — большинство дает ответ, как кажется, привлекательный для рекрутера, но никак не ответ, обоснованный собственными ценностями и реальными целями.
Эмоциональную удовлетворенность от совершаемых действий, стойкость в перенесении трудностей.
Наверное, кто-то возразит, что есть люди ориентированные на цель, а есть — ориентированные на процесс, и что они тоже имеют право на существование.
Все так, но только сама жизнь закладывает в нас целевое существование. Мы все идем из точки А в точку Б и этот процесс конечен.
Поэтому, возвращусь к своему собственному вопросу «Можно ли начинать работать с резюме, не понимая глобальных целей клиента?», мое мнение, что нет, нельзя, если мы хотим действовать реально в интересах клиента и не хотим ему навредить.